Почему в Полтаве до войны не было трамвая

Почему в Полтаве до войны не было трамвая
Лев Семенович Вайнгорт 34 года был главным архитектором Полтавы, почитай 10 лет преподавал в строительном институте, создал Гоголевский музей-заповедник и стал его первым директором. Его мемуары – настоящая историческая энциклопедия «провинциальной архитектуры».

Ныне, рассказ о том, как в Полтаве пытались впустить трамвай.

«Старожилы рассказывали, что еще в начале XX века в Полтаве намеревались впустить трамвай. Был даже заключен контракт с бельгийской фирмой и она завезла не то в 1910, не то в 1912 году рельсы для укладки трамвайных путей. Помешала первая мировая брань. Не ручаюсь за достоверность этих фактов и дат, однако, во всяком случае, в советские годы трамвай был реальным планом.

Летом 1939 года после юбилея (230-летия) Полтавской битвы мне поручили выехать в Киев в Министерство коммунального хозяйства. Будто главный архитектор города, я должен был участвовать в заседании технического совета, где рассматривался проект строительства трамвая в Полтаве.

В ослепительный июльский день я впервые приехал в Киев. Однако с городом ознакомиться не удалось. Изрядное пора заняло устройство в гостинице. Успел, лишь, сгонять на Владимирскую горку полюбоваться широким Днепром и живописным Подолом, куда спустился фуникулером. Подумал: вот неплохо бы сделать и у нас в Полтаве подобный спуск с Белой беседки (что на мысу Красной площади) на Подол. Наскоро перекусив в летнем кафе, поспешил в министерство. День был горячий. Сняв куртку, остался в своей любимой полосатой футболке.

В большенный комнате, куда мы вошли с группой ожидавших, посередине стоял огромный Т-образный стол. В конце его я и присел, держа куртку на коленях. Из боковой двери вошли трое и уселись в торце стола. Посредственный из них, высокий, муж лет сорока встал и открыл заседание техсовета. Это был министр коммунального хозяйства Украины Третьяков.

Обведя взглядом сидящих за столом, министр разом обратился ко мне:

— А вы, молодой человек, что тут делаете? Вероятно, вам нужно на комсомольское собрание? Оно будет протекать в соседней комнате.

Смущенный и покрасневший, я встал и робко промолвил:

— Я из Полтавы приехал участвовать в рассмотрении проекта строительства трамвая в нашем городе.

— Позвольте, а кем вы работаете в Полтаве? — спросил Третьяков.

— Главным архитектором! — выпалил я.

— Подобный юный, и уже главный зодчий, — заметил министр и закончил беседа, — Хорошо, начнем заседание.

Алый, с потными руками, которые не знал куда девать, я уселся на краешке стула. На меня поглядывали, будто на белую ворону. И, впрямь, я странно выглядел среди членов совета — солидных при галстуках — розовощекий, безусый юнец в полосатой футболке с закатанными рукавами. Досадовал на себя: отчего не завел усов? Отчего так легкомысленно вырядился в футболку? Ведь не на стадион пришел, а на технический рекомендация, от которого зависит судьбина трамвая в Полтаве! Кто из этих солидных дядей примет на веру мои аргументы по поводу проекта?

После доклада авторов и выступления экспертов развернулась дискуссия. Ввязался и я. Вынув из папки план города, указал, что между двумя вокзалами — Южным и Киевским — 8 километров и по генеральному плану Полтавы основные заводы будут развиваться в районе Киевского вокзала, что вызовет рост потока пассажиров из центра в новые районы растущего города. Все это диктует нужда строительства трамвая. Одновременно заметил, что у нас, будто и в Киеве, город расположен на скорбь и на Подоле, в пойме реки, нам, помимо трамвая, нужен фуникулер.

Это вызвало веселое оживление и председательствующий заметил:

— Молодой, конечно ранний. Но аргументы за трамвай в Полтаве вески! Однако о сроках строительства и готовности итого городского коммунального хозяйства следует еще один подумать и все подсчитать.

На этом закончилось рассмотрение проблемы о строительстве трамвая в нашем городе. Я уехал целый надежд, что в Полтаве будут и трамвай, и фуникулер.

Может быть, и было бы, однако все планы оборвала брань».

Прим. ред. – молодой зодчий дискутирует с министром. Потому, что знает свою специальность, и назначен на ответственную место по заслугам, а не благодаря папиным деньгам.

 

Александр Москаленко, основной редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua

Статьи о строительстве, ремонте, строительном рынке

About Rodion